
По мере того, как мужчины становятся старше, у многих из них начинается характерное выпадение волос. Он может начинаться на лобной части головы, двигаясь вверх по бокам («битемпоральные») или на затылке / макушке в области, называемой макушкой (также «макушка»). Это выпадение волос постепенно продолжается до средней части головы. Волосы по бокам головы и ниже макушки на затылке сохранены («затылочная область»). Этот тип выпадения волос известен как выпадение волос по мужскому типу или андрогенетическая алопеция.
Андрогенная алопеция содержит слово «андроген», и на то есть веские причины. Феноменальная статья, опубликованная в 1942 году под названием «Мужская гормональная стимуляция является предпосылкой и причиной общего облысения» [1], красноречиво рассматривает связь между андрогенами и андрогенетической алопецией. Как вы, вероятно, поняли из названия статьи, это состояние тогда еще называли «обычное облысение». Автор сделал ряд замечаний. Во-первых, автор заметил, что у евнухов и кастрированных мужчин препубертатного возраста алопеция не развивается. Он пишет: «Даже того опущения линии волос на висках и лбу, которое наблюдается у большинства нормальных мужчин, не появилось». Во-вторых, при приеме тестостерона у некоторых мужчин началось выпадение волос. Интересно, что когда двое из этих мужчин прекратили терапию тестостероном на год, облысение перестало прогрессировать. Однако, когда им снова вернули тестостерон, прогрессирование выпадения волос возобновилось. В-третьих, он также заметил, что мужчины, у которых развилась алопеция после андрогенного лечения, принадлежали к семьям, в которых нормальные взрослые мужчины, как правило, были лысыми. Точно так же те, у кого не развилась алопеция, принадлежали к семьям без ярко выраженной склонности к облысению среди нормальных мужчин. Таким образом, подозревается генетическая предрасположенность к алопеции.
Статья, опубликованная в журнале Science в 1974 году, продемонстрировала ключевую роль дигидротестостерона (ДГТ) в опосредовании действия тестостерона на это состояние [2]. ДГТ представляет собой метаболит тестостерона, который образуется под действием семейства ферментов 5α-редуктазы. ДГТ является более сильным андрогеном, чем тестостерон, и поэтому действие тестостерона усиливается в тканях, экспрессирующих эти ферменты. Было обнаружено, что у субъектов с дефицитом 5α-редуктазы не развивалась рецессия линии роста волос. Действительно, в более позднем обзорном документе упоминается, что андрогенетическая алопеция никогда не наблюдалась у людей с этим заболеванием [3].
Важная роль генетики в развитии андрогенетической алопеции подчеркивается в исследовании близнецов, изучающем физическое старение и долголетие [4]. Участвовали 76 пар однояйцевых близнецов (монозиготных близнецов), из которых 65 (42 мужчины, 23 женщины) также были включены в анализ выпадения волос. Также участвовала меньшая выборка из 21 пары разнояйцевых близнецов (дизиготных близнецов), из которых 16 были включены в анализ выпадения волос (14 мужчин, 2 женщины). Затем исследователи оценили разницу в выпадении волос (облысении) между парами как «нет», «незначительный» или «поразительный». Результаты были следующими:

Как видно из таблицы, различия практически отсутствовали почти во всех монозиготных парах, тогда как небольшие различия можно было наблюдать чаще у дизиготных близнецов, а в одной паре даже резкое различие. Чтобы выразить это в цифрах, авторы рассчитали коэффициент конкордантности внутри пары. По сути, это причудливое слово для обозначения скорости, с которой признак одинаков у близнецов. Внутрипарная конкордантность по выпадению волос составила 92,3% в монозиготных парах и 68,7% в дизиготных парах. Поскольку монозиготные пары имеют практически идентичные гены, тогда как дизиготные пары имеют только 50% общих генов, это предполагает значительный генетический компонент в развитии выпадения волос. Скажем так, слово андрогенетическая при андрогенетической алопеции оправдано.
Как на самом деле работает андроген-индуцированное выпадение волос?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно посмотреть, как работает рост волос. Волосы растут циклично: «цикл волосяного фолликула» [5, 6]. И эти циклы можно разделить на три фазы или стадии:
- Рост (фаза анагена)
- Инволюция/регрессия (фаза катагена)
- Отдых (фаза телогена)
Фаза анагена определяет, насколько длинной станет прядь волос. На этом этапе вырастет новая прядь волос. Он растет за счет обширной пролиферации так называемых клеток матрикса волос. Это группа клеток, которые находятся прямо над кожным сосочком, расположенным у основания волосяного фолликула. Дермальный сосочек имеет богатое кровоснабжение, обеспечивающее питательные вещества, необходимые для этого процесса экстенсивной пролиферации клеток. Или другими словами: в основании волосяного фолликула есть популяция клеток, которые непрерывно делятся, добавляя растущий волосяной прядь и подталкивая его вверх. В начале фазы анагена он вытесняет старую прядь волос (если она еще присутствует). Полная фаза анагена обычно длится несколько лет для волос на макушке.
За фазой анагена следует фаза катагена. В нижней части волосяного фолликула многие клетки отмирают в результате апоптоза, и прядь волоса отделяется от клеток матрикса волоса. Нижняя часть пряди волос образует округлую структуру, называемую клубом для волос. С этого момента он больше не может расти и просто ждет, чтобы выпасть. Либо немного силы, либо во время следующей фазы анагена, когда новая прядь волос вытеснит старую. Эта фаза длится около двух недель.
Наконец, волосяной фолликул вступает в фазу телогена или фазу покоя. В этот момент по существу ничего не происходит, пока фаза анагена не начнётся снова. В норме эта фаза длится около 3 месяцев.

Изображение, вероятно, делает вышеприведенный набор слов немного легче для понимания. Давайте еще раз коротко пробежимся по нему. Внизу вы видите волосяной или кожный сосочек. Он имеет богатое кровоснабжение, поэтому он может покрывать потребности в питательных веществах для развития волос, которые постоянно происходят во время фазы анагена в матрице волос. Популяция клеток, которые сидят прямо над ним. Они производят клетки пряди волоса, которые накапливают много твердого кератина и в конечном итоге отмирают, а также клетки, окружающие прядь волоса (внутреннюю и внешнюю корневую оболочку). Кроме того, вы можете видеть сальную железу в правом верхнем углу, которая добавляет к ней кожное сало, которое будет двигаться вверх к поверхности кожи. Слева вы видите небольшую мышцу, которая может тянуть волосы вверх (что происходит при гусиной коже). Область, к которой прикрепляется эта мышца, называется выпуклостью.
А вот еще одна картинка, примерно описывающая эти фазы:

Итак, мы рассмотрели все эти основы: как на это влияют анаболические стероиды? Не касаясь сигнальных путей (о боже, их так много): они уменьшают продолжительность фазы анагена и увеличивают продолжительность фазы телогена в отдельных волосяных фолликулах [7]. С каждым последующим циклом роста волос длина фазы анагена продолжает уменьшаться, а длина фазы телогена продолжает увеличиваться. В результате в любой данный момент времени будет больше волосяных фолликулов в фазе телогена — с легко выпадающими волосами — и меньше волосяных фолликулов в фазе анагена. Таким образом, в такой области из кожи головы будет выходить меньше прядей волос. В какой-то момент фаза анагена может стать настолько короткой по продолжительности, что новая прядь волос едва достигает поверхности кожи.
Более того, андрогены вызывают нечто, называемое миниатюризацией [8]. Волосяной фолликул становится все меньше, как и стержень волоса и образующаяся в результате прядь волос. Терминальные волосы (которые являются нормальными волосами на макушке) превращаются в пушковые волосы. Веллусные волосы — это очень короткие волосы, мягкие и лишенные пигмента.
Варианты лечения направлены на то, чтобы остановить или, что предпочтительно, обратить вспять это прогрессирование миниатюризации и нарушение цикла волосяного фолликула. На сегодняшний день Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило только два препарата для лечения андрогенетической алопеции. Первым препаратом, который был одобрен, был миноксидил для местного применения еще в 1988 году. Этот препарат (или, по крайней мере, его пероральная версия) не был специально разработан для этого показания. Им просто повезло, поскольку они заметили, что у многих пациентов с гипертонией развился гипертрихоз (аномальный рост волос), и действительно у многих наблюдалось обратное облысение [9].
Второй одобренный препарат нацелен на ферменты (5α-редуктаза), ответственные за превращение тестостерона в более мощный андроген ДГТ. Это препарат под названием финастерид, который в настоящее время одобрен только для перорального применения. Он был одобрен для лечения андрогенетической алопеции в 1997 году.
Теперь я слышу, как вы думаете: самый последний препарат, одобренный для лечения андрогенетической алопеции, был одобрен в 1997 году? Ага. Хотя с тех пор было получено огромное количество знаний о цикле волосяных фолликулов и о том, как развивается андрогенная алопеция, ни одно новое лекарство не появилось на рынке. Все же. Однако фармацевтические компании предлагают несколько вариантов лечения. Некоторые менее новые (финастерид для местного применения), чем другие (например, SM04554, модулятор пути Wnt). Если повезет, мы увидим, что некоторые из этих новых фармацевтических препаратов получат одобрение FDA в обозримом будущем.
В более подробно расскажу о двух одобренных FDA методах лечения, а также о некоторых других методах лечения, которые находятся в стадии разработки.
использованная литература
- Дж. Б. Гамильтон. Стимуляция мужских гормонов является предпосылкой и провоцирующим фактором общего облысения. Американский журнал анатомии, 71 (3): 451–480, 1942.
- Императо-МакГинли, Джулианна и др. «Дефицит стероидной 5α-редуктазы у мужчин: наследственная форма мужского псевдогермафродитизма». Science 186.4170 (1974): 1213-1215.
- Императо-МакГинли, Джулианна и Ю.С. Чжу. «Андрогены и мужская физиология синдром дефицита 5α-редуктазы-2». Молекулярная и клеточная эндокринология 198.1-2 (2002): 51-59.
- Хаякава, К., и др. «Внутрипарные различия физического старения и продолжительности жизни однояйцевых близнецов». Acta Geneticae Medicae et gemellologiae: исследование близнецов 41.2-3 (1992): 177-185.
- Паус, Ральф и Джордж Котсарелис. «Биология волосяных фолликулов». Медицинский журнал Новой Англии 341.7 (1999): 491-497.
- Алонсо, Лаура и Элейн Фукс. «Цикл волос». Журнал клеточной науки 119.3 (2006): 391-393.
- Лолли, Франческа и др. «Андрогенетическая алопеция: обзор». Эндокринная система 57.1 (2017): 9–17.
- Уайтинг, Дэвид А. «Возможные механизмы миниатюризации при андрогенетической алопеции или облысении». Журнал Американской академии дерматологии 45.3 (2001): S81-S86.
- Заппакоста, Энтони Р. «Ликвидация облысения у пациента, получающего миноксидил от гипертонии». Медицинский журнал Новой Англии 303.25 (1980): 1480-1481.